Уход за ребенком с сердечной недостаточностью —

Туберкулез у детей

  1. При туберкулезе
    у детей чаще поражаются

а) кости и суставы

б) почки

в) легкие

г) серозные оболочки

  1. Возбудителем
    туберкулеза у детей является

а) микобактерия Коха

б) столбнячная палочка

в) протей

г) синегнойная палочка

  1. Наиболее часто
    микобактерии туберкулеза поступают в
    организм ребенка через

а) желудочно-кишечный тракт

б) верхние дыхательные пути

в) кожу

г) раны

  1. Клиническая форма
    туберкулеза, развивающаяся у ребенка
    в ответ на первичное внедрение
    микобактерий

а) диссеминированный туберкулез легких

б) очаговый туберкулез легких

в) первичный туберкулезный комплекс

г) туберкулезная интоксикация

  1. При всех клинических
    формах туберкулеза легких у детей
    наблюдается

а) синдром интоксикации

б) сухой кашель

в) влажный кашель с мокротой

г) боль в груди

  1. Важнейшим компонентом
    лечения туберкулеза у детей является

а) режим

б) уход

в) диета

г) химиотерапия

  1. Самым эффективным
    противотуберкулезным препаратом у
    детей является

а) стрептомицин

б) рифампицин

в) ПАСК

г) этамбутол

  1. При постановке пробы
    Манту ребенку туберкулин вводят

а) внутрикожно

б) подкожно

в) внутримышечно

г) внутривенно

  1. Введение вакцины
    БЦЖ детям осуществляется для профилактики

а) дифтерии

б) коклюша

в) кори

г) туберкулеза

  1. Вакцинация БЦЖ
    проводится здоровому новорожденному
    на сроке (дни жизни)

а) 1-3

б) 3-5

в) 8-12

г) 15-19

Гнойно-септические заболевания новорожденных

Основными элементами ухода за детьми с заболеваниями сердечно-сосудистой системы являются следующие: создание физического покоя, соблюдение режима, правильного питания, водного рациона, а также применение лекарственных средств.

Режим для детей с сердечно-сосудистыми расстройствами назначает врач в зависимости от тяжести заболевания и степени сердечнососудистой недостаточности: строгий постельный (1 а), постельный (1 б), полупостельный (2).

При строгом постельном режиме ребенок не должен вставать с кровати, уход за ним осуществляется только в постели. Ребенка лучше положить на функциональную кровать, чтобы в случае необходимости можно было создать удобные для него положения. Обычно это положение полусидя. Мероприятия по личной гигиене, кормление ребенка проводят в постели. Физиологические отправления осуществляются с помощью подкладных суден и мочеприемников (уток).

Больной, которому назначен постельный режим, может сидеть в кровати, принимать пищу за прикроватным столиком. Для физиологических отправлений имеется горшок около кровати.

Уход за ребенком с сердечной недостаточностью -

Полупостельный режим расширяет двигательные возможности ребенка. Вначале ему разрешают принимать пищу за столом в палате, а затем в столовой; физиологические отправления осуществляются в туалете. Разрешаются прогулки с ограничением движений. Перед выпиской из стационара ребенок обычно переводится на общий режим, не требующий особых ограничений.

Помещение, где находится больной, должно быть просторным, светлым, хорошо проветриваться. Температура воздуха в помещении не должна превышать 18-20 °С. Некоторые больные, особенно с врожденными пороками сердца, периодически нуждаются в оксигенотерапии. Таких больных необходимо помещать в палаты с централизованной подачей кислорода.

При длительном постельном режиме возможно развитие пролежней, поэтому необходим тщательный уход за кожей. Ежедневно

кожу протирают раствором спирта с теплой водой, или одеколоном, или камфорным спиртом. Постель должна быть удобной, мягкой, ее необходимо часто перестилать, устраняя складки, удалять крошки с простыни. Купание больного в ванне возможно только с разрешения врача. При тяжелом состоянии ребенка тело обтирают теплой водой в постели. Одежда должна быть легкой, не сдавливать грудную клетку.

Необходимо строго соблюдать лечебно-охранительный режим, в палате и прилегающих помещениях следует обеспечивать полную тишину. Медицинские сестры должны следить за соблюдением постельного режима, осуществлять транспортировку детей на процедуры и исследования, контролировать общее состояние детей, их пульс и частоту дыхания.

Питание должно быть полноценным, с большим содержанием витаминов С и группы В, ограничением соли. Обязательно регистрируют количество выпитой жидкости и диурез 1 . В пищевом рационе (диета ? 10) несколько ограничивают белки и жиры. Пищу ребенок принимает 4-5 раз в день, последний прием — не позже чем за 3 ч до сна.

Измерение пульса и артериального давления

Пульс исследуют двумя пальцами на лучевой, височной или сонной артериях (рис. 46). У детей до 1 года пульс обычно определяют на височной артерии, а у детей старше 1,5 лет — как правило, на лучевой артерии. Пульс определяют в покое (можно во время сна), подсчет ударов должен проводиться в течение минуты.

Если пульсовые толчки следуют один за другим через одинаковые промежутки времени, то такой пульс называется ритмичным. При неодинаковых промежутках времени между ударами говорят о неправильном ритме, или аритмии. В случае обнаружения аритмии необходимо сообщить об этом врачу. Данные о пульсе отмечают в температурном листе.

Для мониторирования пульса в условиях палаты интенсивного наблюдения или амбулаторных условиях в настоящее время широко используются специальные датчики — пульсоксиметры (Nonin и др.), позволяющие измерять частоту сердечных сокращений и насыщение периферической крови кислорода в диапазонах от 18 до 300 уд/мин и от 0 до 100% соответственно. Используют гибкие многоразовые датчики,

1 Количество мочи, выводимой из организма за определенной промежуток времени.

а — на лучевой артерии; б — на височной артерии; в — на сонной артерии

Рис. 47. Варианты датчиков для пульсоксиметрии

хотя существуют и датчики одно — кратного применения. Датчик ребенку надевают на палец руки или на большой палец стопы, а у новорожденных — на стопу (рис. 47). Для обеспечения комфорта при проведении пульсоксиметрии предусмотрено применение специальных пружин датчиков клипсовой конструкции, особых гидрогелевых материалов липких пластырей для фиксации датчиков, не вызывающих опрелости кожи и компрессии мягких тканей, системы тревожного сигнала.

Рива-Роччи (рис. 48). Различают систолическое (максимальное) и диастолическое (минимальное) артериальное давление, т.е. давление крови на стенки сосудов во время систолы и диастолы. Нормальные величины артериального давления колеблются в зависимости от возраста детей, времени суток, состояния нервной системы и пр.

— систолическое = 90 2 п;

— диастолическое = 60 п, где п — возраст в годах.

Измерять артериальное давление можно в положении больного сидя или лежа после 5-10 мин отдыха. На обнаженное плечо выше локтевого сгиба плотно накладывают манжетку. Над местом пульсации локтевой артерии в области локтевого сгиба прикладывают фонендоскоп. Постепенно нагнетают баллоном воздух в манжетку, фиксируя момент, когда исчезнет звук пульсации крови в сосуде.

После этого делают еще несколько нагнетательных движений. Затем следует постепенно снижать давление в манжетке, приоткрыв вентиль баллона. В момент появления звуковых ударов регистрируют показатель манометра. Первый короткий, но довольно громкий звуковой удар соответствует величине систолического давления.

Оказание неотложной помощи. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей может довольно быстро развиться сердечная недостаточность с возникновением венозного застоя. У больного появляются сердцебиение, одышка, которые требуют оказания помощи.

При одышке больному помогают принять удобное сидячее положение, благодаря чему облегчается дыхание. Для этого под спину подкладывают несколько подушек или приподнимают головную часть функциональной кровати. Ребенку с одышкой обеспечивают максимальный приток свежего воздуха либо дают кислород, одновременно освобождают его от стесняющей одежды, тяжелого одеяла.

Появление острых сердечно-сосудистых нарушений требует оказания неотложной помощи.

Обморок — остро возникающая недостаточность кровоснабжения головного мозга, выражается внезапной кратковременной потерей сознания. До прихода врача ребенка укладывают горизонтально или с

а — тонометр; б — ртутный сфигмоманометр; в — правильное наложение манжетки

несколько опущенным головным концом. Обеспечивают свободное дыхание: расстегивают воротник, пояс, расслабляют одежду. Широко открывают окна и двери для доступа свежего воздуха. Лицо и грудь опрыскивают холодной водой. Дают вдохнуть нашатырный спирт, для чего смоченную вату подносят к наружным носовым ходам.

При коллапсе, развивающемся вследствие острой сосудистой недостаточности и сопровождающемся быстрым падением артериального давления с нарушением кровоснабжения прежде всего мозга и сердца, состояние больного внезапно ухудшается, появляются слабость, бледность, похолодание конечностей, озноб, нитевидный пульс, поте-

ря сознания. Без оказания экстренной медицинской помощи больной может умереть. До прихода врача ребенка укладывают в горизонтальное положение, приподняв нижний конец тела, тепло укутывают, согревают грелками. Важно через каждые 30-60 мин подкожно вводить кофеин, поэтому срочно готовят набор для инъекций, систему для внутривенного вливания (может возникнуть необходимость введения, помимо кофеина, и других лекарственных средств).

Боль в области сердца редко отмечается у детей. Она может быть проявлением недостаточности кровоснабжения миокарда. Учитывая, что в генезе болей в области сердца существенная роль принадлежит психическому перенапряжению и расстройствам нервной регуляции, основные мероприятия направлены на создание условий комфорта. С этой же целью используют настои валерианы, пустырника, капли валокордина или валосердина (количество капель соответствует годам жизни) и др.

Спазм венечных артерий как причина болей в области сердца у детей бывает исключительно редко. Для исключения данной патологии ребенку дают под язык нитроглицерин. На область сердца ставят горчичники, к ногам и рукам прикладывают грелки. С момента появления жалоб на боли в области сердца срочно приглашают врача.

Пароксизмальная тахикардия — аритмия в виде внезапно начинающихся и также внезапно прекращающихся приступов тахикардии. Неотложная помощь показана в связи с возникающим внезапно расстройством функции миокарда: ребенок ощущает сильные и частые сердечные толчки, испытывает страх, сдавление в груди, боли в подложечной области.

Частота сердечных сокращений в 2-3 раза превышает норму и может достигать 180-200 в минуту. Для снятия приступа используют приемы, вызывающие раздражение блуждающего нерва: надавливание на глазные яблоки, область сонной артерии, брюшную аорту, искусственное вызывание рвоты. Срочно сообщают врачу и готовят все необходимое для внутривенного введения лекарственных средств.

  1. Доношенным
    считается ребенок, родившийся при сроке
    беременности (в нед.)

  1. Наиболее частая
    причина гемолитической болезни
    новорожденных

  1. Генерализованная
    форма гнойно-септических заболеваний
    новорожденных

Организация сестринского процесса в педиатрии

  1. Сбор информации
    о ребенке — это этап сестринского
    процесса

а) первый

б) второй

в) третий

г) четвертый

  1. Выявление потребностей
    ребенка, удовлетворение которых
    нарушено, — это этап сестринского
    процесса

а) первый

б) второй

в) третий

г) четвертый

  1. Определение проблем
    ребенка, возникающих в связи с
    заболеванием, — это этап сестринского
    процесса

а) первый

б) второй

в) третий

г) четвертый

  1. Постановка цели и
    планирование сестринских вмешательств
    по решению проблем больного ребенка —
    это этап сестринского процесса

а) первый

б) второй

в) третий

г) четвертый

  1. Выполнение сестринских
    вмешательств по решению проблем больного
    ребенка — это этап сестринского процесса

а) первый

б) второй

в) третий

г) четвертый

  1. Оценка полученных
    результатов — это этап сестринского
    процесса

а) второй

б) третий

в) четвертый

г) пятый

  1. Краткосрочная цель
    по решению проблемы больного ребенка
    достигается в течение (дней)

  1. Организация досуга
    больного ребенка – это сестринское
    вмешательство

а) независимое

б) взаимозависимое

в) зависимое

  1. Введение лекарственных
    препаратов больному ребенку– это
    сестринское вмешательство

а) независимое

б) взаимозависимое

в) зависимое

  1. Приоритетная цель
    ухода за ребенком с обструктивным
    бронхитом

а) гормализация температуры тела

б) восстановление аппетита

в) уменьшение одышки

г) уменьшение головной боли

  1. Приоритетное действие
    медсестры при выделении у ребенка
    гнойной мокроты

а) провести оксинотерапию

б) провести оксинотерапию через
пеногасители

в) поставить банки, горчичники

г) обеспечить индивидуальной
плевательницей

  1. Приоритетная цель
    ухода за ребенком с гнойным бронхитом

а) нормализация сна

в) облегчение отхождения мокроты

  1. Зависимое сестринское
    вмешательство при приступе бронхиальной
    астмы у ребенка

а) обеспечить доступ свежего воздуха

б) удобно усадить

в) освободить от стесняющей одежды

г) ввести бронхорасширяющие препараты

  1. Независимое
    сестринское вмешательство при приступе
    бронхиальной астмы у ребенка

а) освободить от стесняющей одежды

б) провести оксигенотерапию

в) ввести бронхолитики

г) ввести глюкокортикоиды

  1. Приоритетное действие
    медсестры при одышке у ребенка с острой
    пневмонией

а) напоить крепким горячим чаем

б) поставить горчичники на грудную
клетку

в) создать возвышенное положение

г) провести оксигенотерапию через
пеногасители

  1. Независимое
    сестринское вмешательство при
    аллергическом диатезе у детей

а) рекомендовать гипоаллергенную
диету

б) назначить лекарственные мази

в) назначить антигистаминные препараты

г) ввести антигистаминные препараты

  1. Приоритетное действие
    медсестры при первой стадии лихорадки
    у детей

а) холодный компресс на голову

б) пузырь со льдом на голову

в) банки на грудную клетку

г) тщательно укрыть ребенка

  1. Приоритетная проблема
    ребенка с эпидемическим паротитом

а) снижение аппетита

б) слабость

в) недомогание

г) припухлость околоушных слюнных
желез

  1. Приоритетное действие
    медсестры при уходе за ребенком с
    конъюнктивитом

б) обработать глаза

в) обеспечить досуг

г) контролировать соблюдение диеты

  1. Приоритетная цель
    сестринских вмешательств при обмороке
    у ребенка

а) восстановление сознания

б) нормализация пульса

в) повышение АД

г) уменьшение одышки

Особенности ухода за детьми с врожденным пороком сердца

Основными элементами ухода за детьми с ВПС являются следующие: создание физического покоя, соблюдение режима, правильного питания.

Режимдля детей с ВПС назначает врач в зависимости от тяжести заболевания и степени сердечнососудистой недостаточности: строгий постельный , постельный, полупостельный.

При строгом постельном режимеребенок не должен вставать с кровати, уход за ним осуществляется только в постели. Обычно это положение полусидя. Мероприятия по личной гигиене, кормление ребенка проводят в постели. Больной, которому назначен постельный режим, может сидеть в кровати, принимать пищу за прикроватным столиком.

Полупостельный режимрасширяет двигательные возможности ребенка. Вначале ему разрешают принимать пищу за столом в палате, а затем в столовой; физиологические отправления осуществляются в туалете. Разрешаются прогулки с ограничением движений. Перед выпиской из стационара ребенок обычно переводится на общийрежим, не требующий особых ограничений [4].

Помещение, где находится больной, должно быть просторным, светлым, хорошо проветриваться. Температура воздуха в помещении не должна превышать 18-20 °С. Некоторые больные, особенно с врожденными пороками сердца, периодически нуждаются в оксигенотерапии. Таких больных необходимо помещать в палаты с централизованной подачей кислорода

Купание больного в ванне возможно только с разрешения врача. При тяжелом состоянии ребенка тело обтирают теплой водой в постели. Одежда должна быть легкой, не сдавливать грудную клетку.

Необходимо строго соблюдать лечебно-охранительный режим, контролировать общее состояние детей, их пульс и частоту дыхания.

— регулярные, длительные прогулки на свежем воздухе,

— выполнение специальных, рекомендованных лечащим врачом посильных физических упражнений

Существует устаревшая концепция значительного ограничения двигательной активности больных с ВПС. Эта концепция некорректна и недопустима.

Снижение нормальной физической активности лишь ухудшает функциональное состояние миокарда. С учетом особенностей каждого ВПС необходимо проводить постоянные занятия лечебной физкультурой по облегченной программе, курсы легкого лечебного массажа, закаливающие процедуры.

Ребенок, перенесший операцию на сердце, может и должен быть активным, также как любой нормальный ребенок. Обо всех ограничениях скажет ваш лечащий врач.

Самый лучший и безопасный способ тренировки – создать нагрузку на организм, которая приведет к увеличению частоты сердечных сокращений и дыхания. Например, быстрая ходьба, плавание, езда на велосипеде, бег, гребля, беговые лыжи, походы или хождение по лестнице.

Можно научиться проверять частоту сердечных сокращений во время или сразу после физической нагрузки. Цель — частота сердечных сокращений должна составлять 70-80 процентов от максимальной частоты сердечных сокращений.

Важно понимать! Даже малое количество физической нагрузки лучше, чем ничего, и чем более физически активен человек, тем лучше это для сердечнососудистой системы. Руководствоваться необходимо принципом: придерживаться, по крайней мере, 30 минут выделенных в день, в течение пяти и более дней в неделю.

Массаж и лечебная гимнастика на этапах выхаживания после операции может применяться с первых дней.

Регулярные занятия в кабинете лечебной физкультуры по программам физической реабилитации предусматривают выполнение общеукрепляющих, корригирующих упражнений, ходьбу, бег, подвижные игры. На занятиях проводится контроль частоты пульса, дыхания, артериального давления. Продолжительность занятий — 40-60 мин, плотность — 70-80 %.

Через 2-3 года после операции физическая трудоспособность у пациентов, прошедших тренировки в кабинете лечебной физкультуры, почти равна трудоспособности здоровых нетренированных детей. Их допускают к занятиям физкультурой в школе, но с исключением изометрических и соревновательных нагрузок [1].

Уменьшение объемов порций пищи, с одновременным увеличением количества кормлений, рекомендуетсякардиотрофическая диета.

При кардиотрофической диете не менее 1/4 белковой потребности удовлетворяется за счет легкоусвояемых белков молока и молочных продуктов, не менее 1/3 суточной потребности в жирах – за счет растительного масла, полиненасыщенные жирные кислоты которого улучшают энергетику сердечных сокращений и обеспечивают организм ребенка витаминами А и Д.

Необходимо избегать включать в меню большое количество продуктов, содержащих много клетчатки: она усиливает процессы брожения в кишечнике и способствует его вздутию, что ухудшает работу сердца.

Рацион ребенка, находящегося на кардиотрофической диете, должен содержать повышенное количество калия, кальция, магния, марганца. Для этого в меню необходимо включать свежие и сухие фрукты (яблоки, чернослив, курага), овощи, фруктовые и овощные отвары и настои, молочные продукты, печеный картофель, гречневую и перловую каши, кашу из овсяных хлопьев [7].

Чтобы ограничить поступление в организм солей натрия, ребенку не рекомендуется давать сельдь, соленую рыбу, икру, рыбные консервы, маринады, соленые огурцы. Количество жидкости не ограничивается, но оно не должно превышать физиологической потребности.

В связи с тем, что при пороках сердца может наблюдаться переполнение кровью органов брюшной полости, нарушающее функцию пищеварения, кормить больных нужно чаще, лучше 6 раз в день, чтобы на прием приходился меньший объем пищи [7].

Следует исключить или ограничить употребление продуктов, вызывающих вздутие кишечника (горох, фасоль, бобы, белокочанная капуста, редька, чеснок, репчатый лук, холодное молоко, газированные напитки), а также продуктов, возбуждающих центральную нервную и сердечно-сосудистую системы (шоколад, какао, кофе, крепкий чай, пряности, рыбные, куриные и крепкие мясные бульоны), не рекомендуется употреблять колбасу, сосиски, мясные консервы, ветчину, а также изделия из сдобного теста, пирожные, оладьи, блины [13].

Самые маленькие дети, в обязательном порядке, должны получать грудное молоко: материнское или донорское.

Все без исключения дети с пороками сердца должны состоять на учёте у специалиста кардиоревматолога, а также под постоянным наблюдением участкового педиатра. В течение первого года жизни ребенка, кардиолог обследует его каждые 3 месяца. Кроме того, каждые полгода ребенку проводят электрокардиограмму.

Неоценима помощь родителей, которые должны постоянно наблюдать за своим ребенком. При малейшем изменении его состояния, каких-то отклонений в здоровье, нужно сразу же сообщить о них доктору.

При наличии симптомов сердечной недостаточности, дети с данной патологией имеют освобождение от физических нагрузок в дошкольном учреждении или школьных занятий физкультурой. Но это должен определять кардиолог. Если никаких признаков сердечной недостаточности нет, то детям рекомендуют занятия лечебной физкультурой. Они проводятся в поликлинике под постоянным контролем врача [3].

Кроме того, нужно знать, что дети с пороком сердца обладают выраженной метеочувствительностью. Поэтому их организм негативно реагирует на резкие перемены погодных условий. Поэтому в жаркую погоду они не должны находиться на улице. Также им противопоказано длительное пребывание на улице в морозную погоду.

Также такие дети чрезвычайно восприимчивы к инфекционным заболеваниям. Поэтому любую инфекцию, которую обнаружили на осмотре врача, нужно незамедлительно лечить, чтобы не спровоцировать развитие осложнений со стороны сердца [9].

Нужно знать, что при данной патологии, ребенок должен правильно питаться. В его рационе должно быть достаточно полезных веществ, витаминов и минералов. Однако следует ограничить употребление соли. Суточное потребление жидкости также следует ограничить. В рацион ежедневно добавляйте изюм, курагу, чернослив и печеный в кожуре картофель. Эти продукты содержат калий, который так необходим для нормального функционирования сердечной мышцы.

Нужно помнить, что ребенку с пороком сердца крайне важна спокойная домашняя обстановка. Не следует давить на него всевозможными ограничениями. Постоянные и строгие запреты способствуют его «уходу в болезнь».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе было проведено исследование, целью которого являлось расширение и углубление знаний по теме: «Врожденные пороки сердца у детей».

– определено понятие, рассмотрены симптомы и виды врожденных пороков сердца у детей;

– рассмотрена классификация врожденных пороков;

– выявлены причины врожденных пороков сердца;

– рассмотрены методы диагностики врожденных пороков сердца;

– охарактеризованы особенности лечения врожденных пороков сердца у детей;

– выявлены направления профилактики врожденных пороков сердца;

– рассмотрены особенности ухода при врожденном пороке сердца.

В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

ВПС — дефект в структуре сердца и (или) крупных сосудов, возникший во внутриутробном периоде. Большинство пороков нарушают ток крови внутри сердца или по большому и малому кругам кровообращения. Пороки сердца являются наиболее частыми врождёнными дефектами и являются основной причиной детской смертности от пороков развития.

Основными причинами развития ВПС считают экзогенные воздействия на органогенез преимущественно в первом триместре беременности: вирусные инфекции, алкоголизм, экстрагенитальные заболевания матери, применение некоторых лекарственных средств, воздействие ионизирующего излучения и профессиональные вредности. Несомненным фактором риска является наличие генетической предрасположенности.

Диагноз устанавливают путем комплексного исследования сердца.

Наиболее частые осложнения ВПС — прогрессирующая дистрофия анемия, рецидивирующая пневмония, инфекционный эндокардит тромбоэмболический синдром, нарушения ритма и проводимости, легочная гипертензия, хроническая сердечная недостаточность.

Условно профилактику врожденных пороков сердца делят на профилактику их развития, профилактику их неблагоприятного развития и профилактику осложнений.

Рекомендуемая литература

  1. Запруднов А.Н., Григорьев К.И. Детские
    болезни: Учебник. — М.: Медицина, 1997.

  2. Бурая А.Н., Головко И.А. и др. Руководство
    к практическим занятиям по уходу за
    здоровым и больным ребенком.— М.:
    Медицина, 1989.

  3. Педиатрия: Учеб. пособие / Н.В. Ежова,
    Е.М. Гусакова, Г.И. Кащеева. —Мн.: Высш.
    шк., 1999.

  4. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические
    основы сестринского дела: Учебное
    пособие. В 2-х частях. — М.: Медицина,
    1997.

  5. Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по
    манипуляционной технике сестринского
    ухода. — М., АНМИ, 1995.

Болезни детей старшего возраста Болезни органов дыхания

Большинство заболеваний протекает наиболее сложно и грозит самыми тяжёлыми последствиями, появляясь у детей.

Их организм ещё не получает нужной устойчивости к болезням, а выявление симптомов бывает осложнено.

Поэтому столь важно следить за состоянием ребёнка и внимательно относиться к любым тревожным сигналам. Далее в статье очень нужная и важная информация о том, каковы симптомы и лечение сердечной недостаточности у детей.

Общая информация

Сердечная недостаточность у детей связана со снижением сократительной способности миокарда (сердечной мышцы). Выталкиваемое за раз количество крови не обеспечивает потребности органов и тканей, вызывая отёки, сложности с дыханием и общее недомогание.

Несвоевременно выявленная сердечная недостаточность – серьёзная угроза для жизни вашего чада. Поэтому разберёмся в причинах и симптомах болезни.

Причины заболевания почти не отличаются у детей разного возраста:

  • врождённые пороки сердца;
  • перенесённая травма, операция на сердце или тяжёлое инфекционное заболевание;
  • миокардиты;
  • заболевания лёгких, почек, ревматизм;
  • прочие болезни сердца и сосудов.

Особенно велика вероятность заболевания в следующих случаях:

  • ребёнок имеет плохую наследственность (имелись проблемы с сердцем у одного или обоих родителей);
  • у малыша наблюдается ишемическая болезнь;
  • чадо страдает хронической аритмией или гипертонией.

У детей и взрослых существует два этапа сердечной недостаточности у детей – хронический и острый. Второй является осложнением и связан с резким усилением симптомов, при которых патологию уже невозможно не заметить.

В первом случае возникают проблемы с наполнением сердца кровью, во втором – со снижением его сократительной способности и недостаточным выбросом крови.

Также сердечная недостаточность подразделяется на левожелудочковую, или сердечно-лёгочную, при которой под ударом оказываются лёгкие, входящие в малый круг кровообращения, и правожелудочковую, которая затрагивает печень и почки. Кашель и затруднённое дыхание характерны для первого типа, отёки и проблемы с селезёнкой – для второго.

Выделяют четыре стадии заболевания:

  • На первой симптомы остаются почти незаметными, физические нагрузки вызывают значительную усталость и одышку, ребёнок старается избегать активных игр.
  • На второй стадии ускоряется сердцебиение, повышается темп дыхания при левожелудочковом типе либо печень начинает выпирать из-под нижнего ребра на несколько сантиметров.
  • Третью стадию характеризуют ускоренный до полутора раз сердечный ритм, одышка, кашель и хрипы в лёгких либо выпирание печени вместе с заметным увеличением шейных вен.
  • Наихудшие из симптомов четвёртой стадии – отёк лёгких или общая отёчность организма в зависимости от типа заболевания.

Признаки

Признаки, позволяющие выявить болезнь, зависят от возраста. Характерно, что на ранних стадиях выявить их, а тем более связать с сердечной недостаточностью, почти невозможно. Они не заметны со стороны и не отвлекают внимание ребёнка. Однако постепенно симптомы проявляются всё сильнее и становятся постоянным фактором, сильно снижающим качество жизни. У младенцев о заболевании говорят:

  • беспокойство;
  • плаксивость;
  • неровное дыхание;
  • потливость;
  • быстрая потеря интереса к груди во время кормления;
  • срыгивания;
  • беспокойный сон.

Выявление болезни упрощается с возрастом. Привлекают внимание родителей:

  • необычно низкая подвижность, проведение большого количества времени сидя или лёжа;
  • одышка, не только появляющаяся при физической активности, но и со временем становящаяся постоянным спутником;
  • кашель и хрипы;
  • головокружения;
  • болезненные ощущения за грудиной;
  • бледность кожи;
  • обмороки;
  • синеватость губ либо пальцев;
  • лёгкая утомляемость;
  • потемнения в глазах, чёрные «мушки» перед ними;
  • нарушения в работе желудка и кишечника, тошнота и рвота;
  • возможны набухание шейных вен и отёчность нижней половины тела – признаки поздней стадии сердечной недостаточности.

У детей заболевание лечится исключительно в стационарных условиях, и чем быстрее врач обследует ребёнка, тем выше шансы успешного лечения без осложнений.

Нередко родители обращаются к педиатру или ЛОРу из-за кашля и одышки, а настоящая причина проблем выявляется уже в кабинете врача.

Другим вариантом является самостоятельное выявление симптомов и обращение к педиатру.

В любом случае в итоге ребёнок должен попасть на приём к кардиологу, который подтверждает или исключает заболевание.

Заметить сердечную недостаточность можно и в ходе обследования другими специалистами при следующих способах диагностики:

  • Мануальном обследование, или аускультации, когда врач ощупывает брюшную полость пациента. Этот способ позволяет выявить увеличение страдающих при болезни внутренних органов.
  • Измерении артериального давления и частоты сердечного ритма.
  • Рентгеноскопии грудной клетки, в ходе которой можно заметить слишком большой размер сердца или накопившуюся в лёгких жидкость.
  • ЭКГ, ЭхоКГ или томографии.
  • Сдаче анализа крови.

Уточнением диагноза, стадии сердечной недостаточности и назначением лечения занимается кардиолог. Необходимые методы обследования включают:

  • ЭКГ;
  • ЭхоКГ;
  • томографию;
  • рентгенографию грудной полости;
  • анализ крови;
  • суточное ношение допплер-монитора, снимающего кардиограмму и показывающего полную картину сердечных сокращений.

Лечение

Эффективность и сроки избавления от болезни зависят от своевременности выявления проблемы. Обязательным спутником медикаментозной терапии является постельный режим, исключающий нагрузки на сердце.

Терапия ведётся в следующих направлениях:

    Стимулирование способности сердечной мышцы к сокращению: для этого пациенту дают сердечные гликозиды (например, дигоксин).

Лекарство начинают вводить в виде внутривенных инъекций, со временем переходя на таблетки.

  • Снижение сердечных нагрузок: приём диуретиков (например, урегита) позволяет избавиться от отёков тела и внутренних органов.
  • Ингибиторы АПФ действуют с первыми двумя группами препаратов, позволяя постепенно снижать их дозировки при сохранении высокого эффекта.
  • Схожие функции выполняют бетаадреноблокаторы.
  • В то же время проводят терапию сопутствующих заболеваний и лечат другие пострадавшие органы.
  • Весь курс лечения происходит в стационарных условиях. Излишне напоминать, что приём лекарств должен строго соответствовать указаниям лечащего врача и контролироваться им.

    Хорошим дополнительным средством лечения (именно дополнительным!) является народная медицина.

    Диета и образ жизни

    Какая диета при сердечной недостаточности должна быть у ребенка? Диета является одним из важнейших факторов реабилитации и должна соответствовать рекомендациям врача после выписки.

    Нужно есть много свежих фруктов и молочных продуктов. Пища должна содержать значительное количество калия и небольшой объём соли, дабы избегать отёчности. Рекомендуется пищу солить не на этапе готовки, а во время подачи на стол.

    Физические нагрузки должны соответствовать состоянию ребёнка.

    Имевшим сердечную недостаточность первой степени показаны аэробные нагрузки, прогулки (пешие летом и лыжные зимой).

    Обычно они освобождаются от занятий физкультурой или переводятся в особую группу.

    После заболевания второй степени к быстрой ходьбе и бегу нужно относиться очень аккуратно, а после третьей предпочтительны прогулки в сидячем положении.

    Меры профилактики

    Никогда не столкнуться с сердечной недостаточностью у своих детей (или застраховаться от возвращения болезни) помогут меры профилактики. Соблюдать их несложно, однако это поможет сделать жизнь ребёнка здоровой, а его самочувствие – стабильно замечательным:

      Физическая активность. Даже умеренные занятия спортом (пешая дорога до школы или подъём по лестнице вместо лифта) значительно снижают риски сердечной недостаточности.
  • Правильное питание. Исключение избытка соли, пряностей и жирных продуктов вкупе с достаточным количеством минералов, витаминов и аминокислот – ключ к здоровью на многие годы.
  • Контроль массы тела. Зачастую родители делают отпрыскам медвежью услугу, следя, чтобы они всегда были сытыми.

    Стоит прислушиваться к ребёнку, когда он заявляет о сытости, и не приучать к чрезмерному количеству жирной пищи, выпечки и сладостей.

  • Отдых. Количество учебных заданий и дополнительных кружков нужно соизмерять с возможностями детей. Также не стоит позволять им привыкнуть жертвовать сном в пользу компьютерных игр.
  • Сильным фактором риска оказывается стресс, поэтому исключение нервных ситуаций положительно скажется на здоровье отпрыска.
  • Каковы же прогнозы при лечении сердечной недостаточности у детей? В большинстве случаев своевременное врачебное вмешательство и точное следование рекомендациям докторов способны эффективно избавлять от симптомов заболевания.

    Сердечная недостаточность у детей – это синдром, который свидетельствует о недостаточной фракции сердечного выброса, то есть о нарушенной насосной функции сердца. Главная опасность такого состояния для ребенка заключается в развитии тотального дефицита кислорода во всех органах и тканях организма (гипоксия).

    Сердце, бесспорно – это один из важнейших органов человека. Его задача путем постоянного сокращения обеспечивать необходимую скорость кровотока и давление в сосудистой сети, чтобы доставить кислород и другие важные компоненты крови ко всем без исключения тканям организма. Особенно актуальными являются проблемы с сердцем, которые возникают и диагностируются сразу после рождения ребенка или в детском и подростковом возрасте.

    В первом случае речь чаще всего идет о врожденных аномалиях развития и формирования такого органа. Часто лечение данной патологии подразумевает проведение сложной кардиохирургической операции как можно быстрее. Развитие заболеваний сердца у детей и подростков также несет опасность для здоровья, поскольку затягивание диагностики и лечения этих патологий очень часто ведет к дальнейшей инвалидности.

    1. Кратность
      проведения дородового патронажа
      медицинской сестрой

    1. Первый дородовый
      патронаж проводится медицинской сестрой
      на сроке беременности до (нед.)

    1. Недоношенным
      является ребенок, родившийся при сроке
      гестации (нед.)

    1. Недоношенным является
      ребенок, родившийся с массой тела менее
      (г)

    1. Анатомические
      особенности Евстахиевой трубы у ребенка,
      способствующие частому развитию отита

    1. Причина
      относительно низкого АД у детей

    Инструктивно-методические документы

    1. Государственный образовательный
      стандарт среднего профессионального
      образования по специальности 0406
      «Сестринское дело». —М.: ВУНМЦ, 1997.

    2. Педиатрия с детскими инфекциями:
      Примерная программа по специальности
      0406 «Сестринское дело» / Сост. Периминова
      Л.И., Яковлева С.Н., Веревкина М.П. — М.:
      ВУНМЦ, 1997.

    3. Приказ МЗ РФ № 372 от 28.12.95 «О совершенствовании
      первичной и реанимационной помощи
      новорожденным в родильном зале».

    4. Приказ МЗ РФ № 372 от 28.12.95 «О календаре
      профилактических прививок»

    Сборник

    тестовых заданий

    для итоговой
    государственной аттестации

    по специальности
    0406 Сестринское дело

    СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
    В ПЕДИАТРИИ

    (Налоговая льгота
    в соответствии с Общероссийским
    классификатором

    продукции ОК
    005-93, Том 2, код 953000 – книги и брошюры)

    Верстка О.Ю.
    Благова

    Лицензия ИД №
    01379 от 30.03.2000

    Подписано в печать
    . 2003 г. Формат бумаги 60х90/16

    Бумага офсетная.
    Гарнитура Таймс.

    Тираж экз.

    Государственное
    образовательное учреждение

    Всероссийский
    учебно-научно-методический центр

    по непрерывному
    медицинскому и фармацевтическому
    образованию

    Минздрава России

    Тесты безопасности

    1. При теплой лихорадке
      противопоказано:

    а) согревание

    б) холодные обертывания пеленками,
    смоченными прохладной водой

    в) применение пузыря со льдом на область
    крупных сосудов

    г) обтирание кожи 40-50% раствором
    этилового спирта

    1. Вид одышки при
      приступе бронхиальной астмы:

    а) инспираторная

    б) экспираторная

    в) смешанная

    г) апноэ

    1. Основной жаропонижающий
      препарат в детской практике, применяющийся
      для борьбы с гипертермическим синдромом

    а) атропин

    б) парацетамол

    в) димедрол

    г) промедол

    1. Правильное положение
      ребенка при приступе бронхиальной
      астмы:

    а) лежа на боку

    б) сидя

    в) лежа на спине

    г) лежа на животе

    1. Для купирования
      судорожного синдрома у детей применяют

    а) димедрол в/м

    б) фенобарбитал в таблетках

    в) элениум в таблетках

    г) реланиум в/м или в/в

    1. Анафилактический
      шок у детей наиболее часто возникает
      после введения

    а) рентгеноконтрастных препаратов

    б) витаминов

    в) препаратов железа

    г) препаратов кальция

    1. При оказании
      неотложной помощи ребенку с анафилактическим
      шоком ему следует придать

    а) горизонтальное положение на боку.

    б) полусидячее положение

    в) положение с опущенным головным
    концом, ножной конец приподнять, голову
    повернуть на бок, тепло укрыть

    г) положение сидя

    1. С целью максимального
      эффекта при оказании помощи ребенку с
      анафилактическим шоком лекарственные
      препараты вводят

    а) энтерально

    б) подкожно

    в) внутримышечно

    г) внутривенно

    1. При оказании
      неотложной помощи ребенку с
      гипергликемической (диабетической)
      комой применяют

    а) инсулин

    б) глюкозу

    в) невиграмон

    г) фуразолидон

    1. При оказании
      неотложной помощи ребенку с
      гипогликемической комой применяют
      раствор

    а) реополиглюкина

    б) хлорида калия

    в) альбумина

    г) глюкозы

    Новорожденный и уход за ним

    а) 28–30

    б) 32–34

    в) 35–37

    г) 38–42

    1. Средняя масса тела
      доношенного новорожденного составляет
      (в г)

    а) 2000–2500

    б) 2500–3000

    в) 3000–3500

    г) 3500–4000

    1. Средняя длина тела
      доношенного новорожденного составляет
      (в см)

    а) 42–45

    б) 46–49

    в) 50–54

    г) 55–59

    1. Пуповинный остаток
      отпадает у новорожденного на сроке
      (день жизни)

    а) 1–2

    б) 3–4

    в) 4–5

    г) 6–7

    1. Для профилактики
      офтальмобленнореи применяется раствор:

    а) фурацилина

    б) хлорида натрия

    в) сульфацил-натрия

    г) полиглюкина

    1. Первоначальная
      убыль массы тела новорожденного
      наблюдается в первые (дни жизни)

    а) 1–2

    б) 3–4

    в) 5–6

    г) 7–8

    1. Физиологическое
      снижение массы тела новорожденного
      составляет до (в %)

    1. Продолжительность
      физиологической эритемы у новорожденного
      составляет (дни)

    а) 1–2

    б) 3–4

    в) 5–6

    г) 7–8

    1. Половой криз у
      новорожденного проявляется

    а) повышением температуры тела

    б) увеличением массы тела

    в) увеличением грудных желез

    г) снижением температуры тела

    1. Проявления полового
      криза у новорожденного исчезают через

    а) 2–3 дня

    б) 1-2 недели

    в) 5–6 дней

    г) 5–6 недель

    1. Физиологическая
      желтуха у доношенного новорожденного
      исчезает на сроке (дни жизни)

    а) 3–4

    б) 5–6

    в) 8-10

    г) 10–12

    1. Температура воздуха
      в палате новорожденных должна быть (в
      С.)

    а) 18–19

    б) 20–21

    в) 22–23

    г) 24–25

    1. Для профилактики
      опрелостей складки кожи новорожденного
      обрабатывают

    а) стерильным растительным маслом

    б) физраствором

    в) раствором фурацилина

    г) раствором полиглюкина

    1. Пуповинный остаток
      у новорожденного ежедневно обрабатывают
      раствором

    а) 70% этилового спирта, 5% калия
    перманганата

    б) 70% этилового спирта, 5% йода

    в) 90% этилового спирта, 3% калия
    перманганата

    г) 90% этилового спирта, 3% йода

    1. Пупочную ранку у
      новорожденного обрабатывают раствором

    а) 2% бикарбоната натрия

    б) 3% перекиси водорода

    в) 5% йода

    г) 5% хлорида натрия

    1. Для очищения носовых
      ходов новорожденного используют

    а) ватные жгутики смазанные стерильным
    маслом

    б) сухие ватные жгутики

    в) ватные шарики

    г) марлевые шарики

    1. Для очищения наружных
      слуховых проходов у детей раннего
      возраста используют

    а) сухие ватные жгутики

    б) жгутики, смазанные стерильным маслом

    в) ватные шарики

    г) марлевые шарики

    1. Полость рта здоровому
      новорожденному обрабатывают

    а) ватным шариком

    б) ватно-марлевым шариком

    в) марлевым шариком

    г) не обрабатывают

    1. Температура воды
      для первой гигиенической ванной
      здоровому новорожденному составляет
      (в С)

    1. Продолжительность
      гигиенической ванны для новорожденного
      составляет (в мин.)

    а) 1–4

    б) 5–7

    в) 8–11

    г) 12–15

    а) гипоксия

    б) гиперкапния

    в) внутриутробное инфицирование

    г) резус-конфликт

    1. При гемолитической
      болезни новорожденных токсическое
      действие на организм оказывает

    а) фенилаланин

    б) билирубин

    в) глюкоза

    г) холестерин

    1. «Ядерная»
      желтуха характеризуется поражением

    а) сердца

    б) легких

    в) ЦНС

    г) почек

    а) везикулопустулез

    б) парапроктит

    в) сепсис

    г) омфалит

    1. Наиболее частая
      причина сепсиса у новорожденных

    а) потница

    б) пузырчатка новорожденных

    в) гемангиома

    г) аллергический дерматит

    1. Воспаление пупочной
      ранки новорожденного

    а) гемангиома

    б) дерматит

    в) потница

    г) омфалит

    1. Обработка пустул
      проводится растворами:

    а) 1% бриллиантового зеленого

    б) 4% перманганата калия

    в) 5% перекиси водорода

    г) 10% хлорида натрия

    1. Пупочную ранку
      новорожденного при появлении гнойного
      отделяемого обрабатывают раствором

    а) 0,9% хлорида натрия

    в) 0,5% хлорамина

    г) 5% йода

    Родовые травмы

    1. Основная причина
      родовой травмы ЦНС у детей

    а) гипоксия

    б) гиперкапния

    в) гипопротеинемия

    г) гипергликемия

    1. Непосредственно к
      возникновению родовой травмы у детей
      приводит

    а) несоответствие размеров головки
    плода и таза матери

    б) хромосомное нарушение

    в) нарушение белкового обмена

    г) гипергликемия

    1. Признак родовой
      опухоли

    а) не распространяется за пределы
    границ кости

    б) распространяется за пределы границ
    кости

    в) через 2–3 дня увеличивается

    г) окружена плотным валиком

    1. Наружная кефалогематома
      — это кровоизлияние

    а) в мягкие ткани головы

    б) над твердой мозговой оболочкой

    в) под твердой мозговой оболочкой

    г) под надкостницу

    1. К очаговым признакам
      поражения ЦНС у новорожденного относится

    а) рефлекс Моро

    б) симптом Бабинского

    в) симптом Кернига

    г) симптом Грефе

    1. Для уменьшения отека
      мозга при родовых травмах ЦНС используют

    а) гепарин

    б) полиглюкин

    в) фуросемид

    г) преднизолон

    1. При использовании
      фуросемида у ребенка с родовой травмой
      ЦНС дополнительно вводят препараты

    а) калия

    б) кальция

    в) железа

    г) фтора

    1. Для поддержания
      сердечной деятельности у ребенка с
      родовой травмой ЦНС используют

    а) гипотиазид

    б) глюкозу

    в) преднизолон

    г) коргликон

    1. При развитии
      надпочечниковой недостаточности у
      ребенка с родовой травмой ЦНС с
      заместительной целью используют

    а) гепарин

    б) коргликон

    в) преднизолон

    г) фуросемид

    Гипотрофия

    1. Характерное проявление
      нервно-артритического диатеза у детей

    а) приступ рвоты

    б) приступ удушья

    в) отеки

    г) желтуха

    1. При гипотрофии I
      степени дефицит массы тела ребенка
      составляет (в %)

    а) 1–5

    б) 5–10

    в) 11–-20

    г) 21–30

    1. При гипотрофии III
      степени дефицит массы тела ребенка
      составляет (в %)

    а) 10-15

    б) 15-20

    в) 20-25

    г) 30- 40

    1. При лечении
      дисбактериоза у детей назначают эубиотик

    а) бисептол

    б) бифидумбактерин

    в) димедрол

    г) панзинорм

    1. Причина приобретенной
      гипотрофии у детей

    а) гипогалактия у матери

    б) гестозы беременных

    в) алкоголизм матери

    г) курение матери

    1. Рахит у детей
      развивается вследствие дефицита
      витамина

    1. При рахите у ребенка
      нарушается обмен

    а) калия, магния

    б) кальция, фосфора

    в) калия, железа

    г) кальция, железа

    1. Потливость, облысение
      затылка у ребенка наблюдаются при

    а) рахите

    б) потнице

    в) опрелости

    г) менингите

    1. Размягчение костей
      черепа, уплощение затылка у ребенка
      наблюдаются при

    а) менингите

    б) менингоэнцефалите

    в) рахите

    г) энцефалите

    1. Выраженные лобные
      и затылочные бугры у ребенка характерны
      для

    а) родовой травмы

    б) менингита

    в) рахита

    г) энцефалопатии

    1. Образование «четок»
      на ребрах, «куриная грудь» наблюдаются
      при

    а) родовой травме

    б) рахите

    в) бронхиальной астме

    г) дисбактериозе

    1. При рахите у ребенка
      наблюдаются

    а) артриты

    б) переломы

    в) гемартрозы

    г) О-, Х-образные ноги

    1. Профилактическая
      доза витамина D ребенку составляет
      (мг/сут)

    а) 300

    б) 400

    в) 500

    г) 800

    Спазмофилия

    1. Характерными
      признаками спазмофилии у детей являются

    а) отеки

    б) судороги

    в) запоры

    г) кровоизлияния

    1. Судороги при
      спазмофилии у детей обусловлены
      изменениями в крови

    а) повышение уровня железа

    б) понижение уровня железа

    в) повышение уровня кальция

    г) понижение уровня кальция

    1. Симптомы Хвостека
      и Труссо являются признаками

    а) бронхиальной астмы

    б) порока сердца

    в) скрытой спазмофилии

    г) дисбактериоза

    1. Сдавленный «петушиный»
      крик на вдохе у ребенка наблюдается
      при

    а) бронхиальной астме

    б) бронхите

    в) ларингоспазме

    г) фарингите

    1. Генерализованные
      тонико-клонические судороги у детей
      развиваются при

    а) скрытой спазмофилии

    б) ларингоспазме

    в) карпопедальном спазме

    г) экламптическом приступе

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Сердечные заболевания