Обж в 11 классе сердечная недостаточность

Обж в 11 классе сердечная недостаточность

«Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте»

Подготовил и провёл: Шуличенко Александр Николаевич,

МКОУ «Свердликовская средняя

Обучающие – познакомить обучающихся с основными понятиями – острая сердечная недостаточность, острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, инсульт, причинами их возникновения и правилами оказания первой медицинской помощи.

Развивающие – развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, развивать познавательные способности, умение принять решение в трудной ситуации.

Воспитывающие — воспитывать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества, сострадания к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь.

Тип урока: усвоение новых знаний.

ноутбук, интерактивная доска, презентация «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте», раздаточный материал, плакаты по теме: «Кровеносная система человека»

1. Организационный момент.

· Приветствие, проверка присутствующих;

· сообщение темы и целей урока.

2.Проверка домашнего задания.(п.2.7.)

· Определение пульса.(зад.37 учебника)

3.Изучение новой темы .(п.2.8. учебника).

Обж в 11 классе сердечная недостаточность

· Запись основных понятий.

· Заполнение таблицы в тетради.

4. Подведение итогов урока. Задание на дом .(п.2.8. учебника).

ХОД УРОКА.

Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своём постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Человек идёт по улице, в прекрасном настроении, думает только о хорошем и вдруг. на него или рядом с ним падает кирпич. Хорошее настроение сразу пропадает, спокойная жизнь кончается.

Травма, шок или, в лучшем случае, стрессовое состояние выводят человека их строя. Каждый из нас может попасть в аварию, под удар электрического тока или, в конце концов, просто заболеть. В век техники мы не можем быть застрахованы от неожиданностей и несчастных случаев. За удобства, которые несёт нам технический прогресс, надо платить.

Сегодня на уроке мы должны научиться оказывать первую медицинскую помощь при сердечнососудистой патологии.

Тема сегодняшнего урока «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте»

В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь. Поэтому вопросы и

Обучающие – познакомить учащихся с основными понятиями – острая сердечная недостаточность, острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, инсульт , причинами их возникновения и правилами оказания первой ме

Воспитывающие — воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества, сострадания к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь.

На прошлом занятии вы получили задание. Давайте вспомним курс биологии, а именно строение сердца.

Обучающийся рассказывает о строении и функции сердца

Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2-5 ребер и лежит в околосердечной сумке, образованной соединительной тканью. Сердечная мышца способна автоматически ритмично сокращаться, благодаря импульсам, возникающим в самом сердце, независимо от внешних воздействий.

Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 70-80 ударов в минуту. Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков и последующего расслабления предсердий и желудочков.

Движение крови по сосудам зависит от создаваемого сердцем давления и сопротивления стенок сосудов току крови. Давление в аорте в момент сокращения желудочков сердца называется максимальным артериальным давлением, а во время расслабления желудочков – минимальным артериальным давлением. На величину кровяного давления влияют просвет кровеносных сосудов, вязкость крови, количество циркулирующей в сосудах крови.

У здоровых людей в состоянии покоя максимальное кровяное давление в плечевой артерии составляет в норме 100 возраст, но не более 140 мм.рт.ст. а минимальное –23 от верхнего. Стойкое повышение кровяного давления в состоянии покоя организма называется гипертонией, а его понижение – гипотонией. При физических нагрузках и сильных эмоциях давление повышается.

(Слайд 4) Кровеносная система

Кровеносная система человека имеет большое разветвление. От сердца в момент сокращения ток крови по аорте, артериям и капиллярам расходится до клеток организма, доставляя им кислород и питательные вещества. От клеток по венам возвращается к сердцу. Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 60-70 ударов в минуту. Оно обеспечивает постоянный кровоток по сосудам, благодаря этому осуществляются обменные процессы между кровью и тканями.

Вопрос классу : «Как вы думаете, какая протяженность кровеносной системы человека?» (ответы обучающихся).

Протяженность кровеносных сосудов человека составляет около ста тысяч километров. Жизнедеятельность всех клеток нашего организма зависит состояния каждого сосуда. Очень важно заботится о состоянии наших кровеносных сосудов и сердца.

Вопрос классу : «Какой внешний признак определяет работу сердца?»

Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту.

Тахикардия – учащение пульса.

Брадикардия – урежение пульса.

Вопрос классу : «Где мы чаще всего определяем пульс?»

(ответы обучающихся). На запястье.

По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту.

( Слайд 6) Места определения пульса

Пульс проверяется четырьмя пальцами в области переднего края мышцы шеи движением пальцев к кадыку.

Задание 37 (стр.107 учебника). Попробуйте определить пульс на сонной артерии у своего друга, подруги или соседа по парте. Проделайте это несколько раз, фиксируя время.

Задание классу: «Определите пульс на сонной артерии, на запястье у себя»

Работа в парах: «Определите пульс на сонной артерии друг у друга»

Мы вспомнили основные моменты работы сердца. Вдруг возникает ситуация, когда сердце прекращает свою деятельность.

Вопрос классу: «Что произойдет в такой ситуации с человеком? Назовите признаки остановки сердца» (ответы обучающихся)

Потеря сознания, бледность, отсутствие пульса на сонных артериях; отсутствует дыхание, отсутствует реакция зрачка на свет;

Признаком отсутствия дыхания является состояние, когда в течение 10-15сек нет отчетливых координационных дыхательных движений, в состоянии покоя ритм дыхания человека составляет 16-18 вдохов и выдохов за одну минуту, поэтому определение затруднительно при очень слабом дыхании; признаком прекращения сердечной деятельности является отсутствие пульса на сонных артериях.

Вопрос классу: «В чём заключается первая помощь при остановке сердца?»(ответы обучающихся)

Первая помощь при остановке сердца заключается в проведении реанимационных мер.

Задание 38 (стр.107 учебника) Ответ: д,в,а,г,е,б.

3.Основная часть. Изучение новой темы . Заполнение таблицы в процессе беседы и просмотра презентации.

Этот урок поможет сформирование у учащихся умения определять симптомы инсульта и инфаркта; оказывать первую помощь и осуществлять уход за больными

Данная работа окажет учителю или преподавателю-организатору необходимую методическую помощь не только при подготовке урока ОБЖ в 11 классе, но и при его проведении с использованием ИКТ.

ХОД УРОКА.

План-конспект урока по ОБЖ (11 класс) по теме: Конспект урока для 11 класса «Первая помощь при острой сердечной недостаточности»

Конспект урока по ОБЖ с учащимися 11 класса

ТЕМА: ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ИИНСУЛЬТЕ

Цель урока: Познакомить учащихся с общими правилами оказания ПМП при острой сердечной недостаточности и при инсульте. Урок 6

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 11 класс, проектор, ПК, презентация по теме, видеофильм по теме урока

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть *Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

  • Каковы условия и порядок заключения брака в РФ?
  • Как Семейный кодекс РФ определяет личные права и обязанности супругов?
  • Как Семейный кодекс РФ определяет имущественные права супругов?
  • Как Семейный кодекс РФ определяет права и обязанности родителей?

II. Основная часть

  • объявление темы и цели занятия
  • объяснение нового
    материала: § 15, стр. 74-77

Сердечная недостаточность – это патологическое состояние, характеризующееся недостаточностью кровообращения вследствие снижения насосной функции сердца.

Инсульт – это острое нарушение кровообращения в головном мозге, вызывающее гибель мозговой ткани.

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

Основными причинами сердечная недостаточности могут быть заболевания сердца: ревматические пороки, инфаркты, миокардиты (воспаление миокарда при различных заболеваниях), а также длительная перегрузка сердечной мышцы, приводящая к ее переутомлению. По скорости проявления выделяют острую сердечную недостаточность, возникающую почти внезапно или в течение нескольких часов, и хроническую, развивающуюся в течение недель, месяцев, лет.

Хроническая сердечная недостаточность на ранних на ранних стадиях развития характеризуется быстрой утомляемостью, мышечной слабостью, чувством нехватки воздуха, зябкостью. Сердечная недостаточность может возникать при перегрузке левых отделов (левожелудочная недостаточность) или при перегрузке и поражении правых отделов сердца (правожелудочная недостаточность).

Левожелудочнаямнедостаточность проявляется проявляется снижением мозгового кровообращения (головокружение, потемнение в глазах, обмороки). При правожелудочной недостаточности происходит набухание шейных вен, появляется синюшность пальцев, кончика носа, ушей, подбородка, появляется небольшая желтушность и отечность разной степени.

Первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности оказывают соответственно ее клиническим проявлениям и причинам. В общем случае необходимо уложить больного на спину, голову повернуть набок, обеспечить ему доступ воздуха и обязательно вызвать врача.

Первая медицинская помощь при инсульте Основными причинами инсульта могут быть:

  • гипертоническая болезнь (заболевание, характеризующееся повышением артериального давления крови);
  • атеросклероз (заболевание, характеризующееся снижением растяжимости (эластичности) крупных и средних артерий и сужением просвета между ними, как следствие – ухудшение работы сердечно-сосудистой системы;
  • заболевание крови.

Инсульт разделяют на геморрагический (кровоизлияние в мозг, под оболочки и в желудочки мозга) и ишемический (тромбоз мозговых сосудов, нетромбатическое размягчение мозгового вещества при патологии сонных и позвоночных артерий).

Геморрагический инсульт возникает в результате разрыва патологически измененного кровеносного сосуда головного мозга. Развивается обычно внезапно, часто днем после психического или физического перенапряжения. Отмечается внезапная потеря сознания, вплоть до комы (состояние глубокого угнетения центральной нервной системы, характеризующееся утратой сознания и реакции на внешние раздражители, расстройством регуляции жизненно важных функций организма), больной падает.

Наблюдается приток крови к лицу (гиперемия лица), пот на лбу, усиленная пульсация сосудов на шее, хриплое, громкое, клокочущее дыхание; повышается артериальное давление, пульс резкий, иногда бывает рвота. Глазные яблоки часто отклонены в сторону. Определяется паралич верхней и нижней конечностей на стороне, противоположной очагу кровоизлияния в мозг, и нарушение речи.

Ишемическому инсульту нередко предшествуют нарушения мозгового кровообращения. Появляются головная боль, головокружение, онемение конечностей, обмороки, иногда боли в области сердца. Паралич конечностей развивается постепенно.

Течение инсульта имеет три варианта:

  1. Благоприятное, когда постепенно восстанавливаются нарушенные функции организма.
  2. Перемещающееся, когда состояние периодически ухудшается.
  3. Прогрессирующее, с постепенным ухудшением состояния и смертельным исходом.

Прежде всего, больного необходимо удобно уложить на кровать и расстегнуть затрудняющую дыхание одежду. Голову повернуть набок, чтобы не западал язык. Положить к ногам грелку. Срочно вызвать «скорую помощь». Эвакуация больного допускается только в положении лежа и только с медработником.

Выводы:

  1. Любое заболевание – это и есть нарушение здоровья.
  2. Нарушения кровообращения могут привести к инсульту.
  3. И острая сердечно-сосудистая недостаточность, и инсульт, если вовремя не оказать первую медицинскую помощь, могут привести к летальному исходу. Инсульт бывает геморрагический и ишемический.

О структуре сердечно-сосудистой системы можно почитать в дополнительных материалах к данному параграфу, на стр. 77.

III. Закрепление материала:

  • Что понимается под сердечной недостаточностью?
  • Что такое инсульт?
  • Каковы основные причины возникновения инсульта?

IV. Итог урока.

VI. Домашнее задание: § 15, стр. 74-77. Задание: Изучить порядок оказания ПМП при инсульте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сердечные заболевания